Социальная работа с молодежью

Реальными проблемами современной молодежи[1] занимаются многие науки: психология, педагогика, социология и социальная работа Церкви в частности. Церковь и духовенство, участвующие в воспитании молодежи, должны открыть для себя молодое поколение как исключительно важный фактор не только общественных, государственных, но и церковно-приходских перемен. Воспитать благочестивую, добродетельную, ответственную личность — вот приоритет христианской педагогики. Познать Бога, человека, общество, помочь человеку обрести самого себя, найти свой путь в жизни — сложная наука, потому что она связана не только с педагогикой, психологией, литературой, но и с религией, духовной, церковной практикой жизни.

Прот. Михаил Пеций

Без кардинального пересмотра роли молодежи в жизни Церкви, без обретения её достойного места в жизни социума общество не сможет полноценно развиваться, более того, у Церкви, а значит и у государства, не будет будущего.

С нашей точки зрения, вопросы молодежной политики и в государстве, и в Церкви должны рассматриваться в трех аспектах:

  • что Церковь может дать молодому человеку для его духовного развития и социального становления;
  • как молодой человек может послужить Богу и что молодежь может сделать для Церкви и развития её приходской жизни;
  • каким образом максимально использовать потенциал молодого человека в интересах развития самой человеческой личности, а также общества, государства и Церкви.

Отметим, что возрастные границы, относящиеся к понятию «молодежь», касаются, как правило, социальной группы юношей и девушек в возрасте от 17 до 25 лет. Некоторые ученые выделяют период молодости с 12 до 24 лет, при этом разделяют молодежь на «юношество» (12—18 лет) и «молодых взрослых» (18—24 года).

Известный украинский ученый, политолог, специалист в области социальной работы, профессор Н. Ф. Головатый отмечает, что в современной науке, в результате акселерации, удлинения и усложнения процесса социализации возрастные рамки молодежи существенно раздвинулись. И ныне лежат в таких пределах: нижняя шкала — между 14 и 16 годами, верхняя линия — между 25 и 30, а в отдельных странах — между 25 и 35 годами[2].

Исходя из вышеприведенных размышлений, можно вести речь об особенностях развития молодежи. Это не только физиология, психология, социальные характеристики, но и особый духовный и интеллектуальный мир человека. Психологи отмечают, что молодежь — основной носитель интеллектуального потенциала общества, а значит и Церкви. Как правило, молодой человек обладает огромной энергией, социальным оптимизмом, развитой интуицией, большими способностями к труду и творчеству. Отсюда молодежь должна иметь огромную перспективу на поприще церковной жизни.

Отметим, что именно молодежь более способна быстрее других социальных групп социума овладевать новыми знаниями, технологиями, профессиями и специальностями. Во все времена, в разные периоды развития человеческой истории роль молодежи всегда была весьма значима. Молодой человек, вступая в жизнь, приобретает друзей, создает семью, формирует социальные институты и развивает коммуникационные связи. Иными словами он конструирует, формирует, созидает мир. Активно интегрируется во все духовные, социальные, политические и экономические связи.

Не вызывает сомнений, что вопросы молодежи имеют глобальный, общечеловеческий характер, и потому находятся в центре внимания не только общества, государства, но и Церкви. «Именно молодое поколение выступает и как важное условие дальнейших социально-экономических перемен, и как инновационная сила общественного развития. При другом взгляде на молодое поколение общество обречено на деградацию и социальную патологию»[3].

Трудно оспорить тезис о том, что молодежь в современном мире является основным инновационным потенциалом не только современного общества, существенным гарантом развития будущего социума, но и движущей силой  успешной миссии Церкви.

Дети

Социальная работа Церкви с молодежью, как одно из эффективных средств духовного воспитания подрастающего поколения, в нынешний период может стать для Церкви важнейшим фактором и базовым условием успешного реформирования социальных методов социального служения, просветительства, миссионерства и катехизации. Научная теоретическая и духовно-нравственная практическая работа пастыря на приходе опирается на базисное положение о том, что социальная работа Церкви направлена на удовлетворение интересов и потребностей отдельно взятого человека и целого общества.

Вынуждены признать, что когда в обществе заходит речь о социальной работе с молодежью, священники и педагоги чаще всего говорят о моральной распущенности, бездуховности и социальной апатии молодого поколения. Чем обусловлена такая постановка вопроса. Объясняя особенности поведения молодежи, учитывая специфику молодежных проблем, роль и место молодого человека в жизни Церкви и современного общества, необходимо найти «золотую середину» ответственности в работе педагогов, духовенства и самой молодежи. Легче всего обвинить молодого человека в неверии, безнравственности. Но возникает справедливый вопрос, занималась ли Церковь его воспитанием, проповедовали священники молодежи о Боге и понимали ли педагоги настоящие проблемы молодого человека.

Профессор, ректор Киевских духовных школ, митрополит Антоний (Паканич) неустанно в своих докладах, речах, интервью и беседах говорит о важности церковной проповеди в условиях вызовов современного мира. «Священнику надо уметь, с одной стороны, доступно проповедовать церковным, глубоко верующим людям, и в то же время быть способным донести нашу позицию тем, кто еще не с нами, кто к нам индифферентен, и тем, кто воспринимает нас лишь как оппонентов… Сказать церковное слово так, чтобы оно осталось церковным и в то же время было понятно широкому кругу слушающих, в том числе и, скажем, внешним людям, — это особый талант»[4]. Эти важные слова архипастыря и богослова особо актуальны в сфере социальной работы Церкви с молодежью.

Отметим, что основная задача священника в работе с молодежью состоит в оказании помощи молодому человеку в раскрытии и активизации его собственных духовных возможностей и способностей в преодолении трудностей и проблем жизни. «Социальная работа базируется на гуманитарных, религиозных и демократических идеалах и философских теориях, то есть — фактически выступает универсальной возможностью удовлетворения человеческих потребностей и развития личностного потенциала. Именно поэтому предназначением социальных работников является их социальное служение во имя повышения благосостояния человека и его самореализации, помощи в нахождении ресурсов для удовлетворения потребностей и чаяний индивидов и групп, достижения социальной справедливости»[5].

Молодежь

Сегодня модели социальной работы Церкви должны строиться с учетом новых форм социальной помощи, ориентированной на реальные проблемы и интересы молодежи. Важно не только заниматься реабилитацией, но предотвращать различного рода негативные процессы среди молодежи, проводить профилактическую работу, направленную на развитие способности личной ответственности детей и подростков, юношей и девушек.

Уточним, что священнику важно, общаясь с молодежью, проявлять максимум понимания и участия в жизни молодого поколения и вместе с тем – показывать человеку его место в жизни Церкви, предъявлять молодым людям определенные требования и предлагать социально приемлемые модели их жертвенного служения Церкви Христовой. К. Н. Костюк, исследователь социальной этики Православия, указывает на то, что «богослужение, исповедь, епитимья, проповедь, нравственный канон, организация ритма труда и досуга, образование»[6] являются теми механизмами, которые позволяют Церкви, как воспитательному учреждению, оказывать воздействие на отдельного взятого человека и целое общество.

Напомним, что пастырское служение направлено на созидание в сердце человека Царства Божия. «Это созидание Царства Христова, новой твари о Христе есть, конечно, в то же время и борьба с царством зла, с силами зла в нас»[7].

Но для того чтобы приобщать молодого человека к поиску Царства Божия, эффективно взаимодействовать с молодежью и выстраивать настоящий конструктивный диалог, священнослужители должны владеть не только богословскими знаниями, но и педагогическими умениями, технологиями диагностики, методиками консультирования. А чтобы успешно достигать этой базы взаимодействия с молодежью, священник должен постоянно совершенствовать социальную работу на приходе.

Не только образование, интеллектуальный труд, духовное воспитание могут быть основой социальной работы Церкви, но и пропаганда здорового образа жизни, физкультуры и спорта. Занимаясь социальной работой с молодежью, необходимо привлекать молодых людей к занятию спортом. С точки зрения учения Церкви, Бог воспринял человеческую природу, чтобы очистить, одухотворить её и сделать плоть человека нетленной и бессмертной. Человеческая природа — это не только тело, но и весь комплекс социальных связей, обеспечивающих жизнь человека. Важно осмыслить богословский тезис о том, что Христос Спаситель мира воспринимает и преображает все человеческое бытие: историю, экономику, политику и культуру. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл размышляет: «Спорт формирует замечательные человеческие качества, которые нужны и в жизни, чем бы человек ни занимался — будь он врачом, инженером, бизнесменом, политиком или священником»[8].

Приведем пример, практические шаги в направлении воспитания молодежи в традиции Православия с привлечением детей и юношей к спорту осуществляет  недавно созданная общественная организация «Союз Православных Сил Украины»[9], возглавляемая Заслуженным тренером Украины Юрием Цикаленко. На основе «философии» спорта и духовной парадигмы воспитания молодежи может достичь немало положительных результатов. Специалисты в области воспитания считают, что занятие спортом формирует в жизни человека особый путь развития и совершенства. Человек, обращаясь молитвенно к Господу, постигая внутренний святых отцов мир, укрепляя свое сердце молитвой, постом, воспитывая волю, закаляя дух и тренируя тело, идет путем подвижничества и воинства Христова. Не случайно подвижников веры и духа, исихастов, в частности, считает крупнейший философ современности Д. Б. Зильберман, называли «духовными атлетами»[10].

Общество

В реабилитации подростков, в работе с детьми востребованным может оказаться именно спорт. Занятие спортом воспитывает человека. Спорт раскрывает определенные перспективы жизненной мотивации личности, направляет волю молодого человека к достижению поставленных целей, а также служит фундаментом самореализации и волевого воспитания молодежи.

Краеугольным камнем православного воспитания и религиозного образования является не столько обучение в воскресной школе, сколько формирование духовно-моральной, творческой и мудрой личности, способной к общению с Богом, людьми, духовному саморазвитию и интеллектуальной работе. Такая личность формируется в процессе духовной жизни, активном участии в богослужении и социальном служении.

Нередко приходится слышать, что христианин должен молиться и стяжать духовность. Вопросы же образования отходят, как правило, на второй план. Позволим себе утверждение и предположение, что, рассматривая двуединый процесс воспитания и образования молодого человека, наибольшее значение пастырь должен уделять проповеди и богословскому просвещению человека. Для того чтобы воспитывать человека, привести его к Богу, надо сначала знать, как идти к познанию Творца, самого себя и что нужно делать личности на пути Богопознания. Отметим, что в истории Церкви, особенно в духовных школах, нередко воспитанию, послушанию и смирению  отводилось первое место. Дадим слово известному богослову и церковному иерарху митрополиту Волоколамскому Илариону (Алфееву): «Кроме того, я глубоко убежден в том, что нам необходим новый подход к некоторым аспектам учебного процесса, новые методы воспитания, новая трактовка дисциплинарных правил, новая концепция взаимоотношений между преподавателем и студентом. Наши духовные семинарии и академии унаследовали от дореволюционной «бурсы» (духовной школы) некоторые воспитательные методы, от которых, как мне кажется, нам необходимо срочно избавляться. Никакое возрождение духовного образования в Русской Церкви невозможно до тех пор, пока эти методы сохраняются» [11]. Таким образом, как мы видим, до революции 1917 года и сегодня, в некоторых духовных школах воспитание ставится выше самого богословского просвещения, а то и противопоставляется ему. Хотя, безусловно, в целом нельзя и приуменьшать роль духовного воспитания молодежи, особенно будущих пастырей Церкви Христовой.

Проект социальной работы с современной, невоцерковленной молодежью предполагает особые коррективы. Молодому человеку вначале нужно раскрыть богатый мир веры, церковной жизни, приобщить к духовному опыту Церкви и постепенно ввести его в церковное бытие. Духовный опыт бытия, христианская мудрость, всестороннее образование, богословская наука, культура Церкви, объясняя духовный внутренний мир каждого христианина, базируются на Слове Божьем, фундаментальном наследии святых отцов, видных церковных деятелей, религиозных мыслителей и богословов.

Общепризнанные, всемирно известные богословы священник Александр Ельчанинов, протоиерей Василий Зеньковский,  протопресвитер Александр Шмеман оставили нам свои пастырские труды и педагогические наработки, которые всегда будут актуальны в социальной работе с молодежью. Пастырское служение, церковная деятельность этих известных пастырей являются яркими примерами для духовного подражания, воспитания нового поколения молодежи и церковных активов будущего нашей Церкви. В Церкви, школе и институте всегда в огромном почете пастырь-педагог и живой пример верности Богу, преданности Церкви и народу. Священник не только досконально должен знать богослужение в храме, тексты Священного Писания и святых отцов, но и воздействовать на прихожан силой своей веры, любви, надежды, обладать такими ценными качествами, как чувство долга, порядочность, способность к сопереживанию, человеколюбие и милосердие.

Пастырю необходимо воспитывать молодого человека так, чтобы он умело пользовался талантами, возможностями, дарами, которые предоставляет ему Церковь, школа, институт. Учиться жить с Богом и людьми. Необходимо всегда учить молодежь общаться с другими людьми, в группе людей и церковной жизни. Учиться жить вместе. Профессор Н. Ф. Головатый подчеркивает: «Воспитанный человек умеет понять других людей. Он ощущает и осознает, что живет в условиях взаимозависимости людей, когда возможны несогласия и конфликты, которые надо уметь регулировать. Он умеет уважать мнение других, стремится к взаимопониманию, миру, справедливости»[12].

Православному пастырю в работе с молодежью нельзя противопоставлять понятия «воспитание» и «образование». Учиться познавать Бога и самого себя  — это значит накапливать богословские знания, сочетая их с литургической жизнью и богатейшим опытом духовного бытия Церкви. Известно, что духовный человек, приобщенный к молитве Церкви,  не только знает много о внутренней жизни самого себя, но и знает много о психологии других людей.

В завершение осмысления социальной работы Церкви, отметим.

Во-первых, осуществляя социальную работу с молодежью на церковном приходе, необходимо разрабатывать новые концепции духовного воспитания и образования, уделяя первостепенное внимание мировоззренческим ориентирам молодежи, их интересам и увлечениям.

Во-вторых, категорически недопустимо использование духовенством в социальной работе, религиозном образовании и церковном просвещении схоластического морализаторства, психологической манипуляции, двойных стандартов в поведении, фарисейства и духовного давления на личность.

В-третьих, организовывая и проводя социальную работу на приходе, священнослужитель не должен забывать, что жизнь Церкви требует процессов передачи православной веры последующим молодым поколениям, усвоением молодежью религиозных ценностей.

Жизнь церковного прихода — это смена поколений и преемственность в вере в Бога. Настоящее духовное и социальное развитие институтов Церкви возможно лишь тогда, когда молодое поколение умеет принимать веру, понимать богословие Православия, осмыслять вероучение, хранить традиции и актуализировать религиозное мировосприятие бытия.

Протоиерей Михаил Пеций, настоятель храма во имя святой мученицы Татьяны (г. Мелитополь), руководитель молодежного отдела Мелитопольского благочиния Запорожской епархии, организатор православного  молодежного объединения «Логос» и православно

Литература:

 

[1] При написании и богословском анализе социальной работы с молодежью нами использованы работы профессора Н. Ф. Головатого. Подробнее см.: Головатый Н. Ф. Социология молодежи: Курс лекций.— К.: МАУП, 1999. — 224 с; Головатий М. Ф. Соціологія молоді: Курс лекцій. — К.: МАУП, 2006. — 304 с.

[2] Головатий М. Ф. Соціологія молоді: Курс лекцій. — К.: МАУП, 2006. — С. 17.

[3] Кондратьева Я. В. Организация социальной работы с молодежью на основе комплексного подхода: на примере Санкт-Петербурга. Автореф. дис. … канд. социол. наук. СПб., 2005 // Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов [веб-портал] — 2015. — URL: http://www.dissercat.com/content/organizatsiya-sotsialnoi-raboty-s-molodezhyu-na-osnove-kompleksnogo-podkhoda-na-primere-sank (дата обращения: 11. 03. 2015).

[4] Антоний (Паканич),  Митрополит Бориспольский. Тесный путь – это путь единственный // Православие. RU [веб-портал] — 2015. — URL: http://www.pravoslavie.ru/smi/63800.htm (дата обращения: 17. 03. 2015).

[5] Аль Асиби Юсуф. Социальная работа как средство воспитания и социализации молодежи в бедуинском обществе Израиля. Автореф. дис. … канд. философ. наук. М., 2002 // Научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов [веб-портал] — 2015. — URL: http://www.dissercat.com/content/sotsialnaya-rabota-kak-sredstvo-vospitaniya-i-sotsializatsii-molodezhi-v-beduinskom-obshches (дата обращения: 11. 03. 2015).

[6] Костюк К. Н. История социально-этической мысли в Русской Православной Церкви. — СПб.: Алетейя, 2013. — С. 180.

[7]  Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение // Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь [веб-портал] — 2015. — URL: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/1186 (дата обращения: 17. 03. 2015).

[8] Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. «Спорт формирует замечательные человеческие качества» // PRAVMIR.RU. Православие и мир [веб-портал] — 2015. —http://www.pravmir.ru/patriarx-kirill-sport-formiruet-zamechatelnye-chelovecheskie-kachestva/ (дата обращения: 15. 03. 2015).

[9] Миссия «Союза Православных Сил» // Союз Православных Сил [веб-портал] — 2015. — http://www.sps-ua.org/?page_id=2 (дата обращения: 15. 03. 2015).

[10] Зильберман Д. Б. Православная этика и материя коммунизма: Пер. с англ. Е. Гурко, под ред. С. А. Семенова. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2014. — С. 38.

[11] Иларион (Алфеев), Митрополит Волоколамский. Православное богословие на рубеже столетий // Митрополит Иларион (Алфеев) [веб-портал] — 2015. — URL: https://docs.google.com/viewer?url=http://hilarion.ru/wp-content/uploads/pdf/rubezh.pdf (дата обращения: 17. 03. 2015).

[12] Головатый Н. Ф. Социология молодежи: Курс лекций.— К.: МАУП, 1999. С. 39.